В случае, если в трудовом договоре воспитателя семейного детского сада стоит сумма в 20 тыс. руб., то это похоже на зарплату младшего воспитателя. Если руководство образовательного учреждения выплачивает 11 тыс., то это непонятно что и ни на что не похоже. Если в трудовом договоре воспитателя семейного детского сада стоит сумма в 30 тыс. руб., то это похоже на правду. Похоже, потому что в связи с переходом на так называемую «новую систему оплаты труда» педагогических работников города Москвы, придуманную Департаментом образования г. Москвы ( Приказ ДОгМ № 40 от 12.02. 2015г.), информация о размере заработной платы стала полностью закрытой, и ни один рядовой учитель и воспитатель не знает, сколько он должен получать. (Раньше в школьных Положениях об оплате труда была зафиксирована цифра, отталкиваясь от которой можно было что-то сосчитать и меньше которой выплачивать не могли. Теперь в новых Положениях об оплате труда образовательных комплексов не указаны размеры должностных окладов, тарифных ставок, на которые должны начисляться доплаты, надбавки, в связи с чем высчитать заработную плату не представляется возможным).
Одна учительница, которая ушла из школы, забрав своего ребёнка на семейное образование, рассказала, что работник образовательного учреждения, который заинтересовался размером своей заработной платы, оказывается под мощным давлением: начаться может с того, что станут систематически приходить на уроки, на занятия, постоянно делать замечания, оказывать разного рода психологическое воздействие, не давать нормально работать, а заканчиваться может по-разному, в зависимости от здравомыслия и других качеств сторон. За последнее время в школах появились энергичные и целеустремлённы мужчины, однако это не учителя-предметники, как можно было бы подумать и порадоваться. Это юристы, весьма профессиональные, которые занимают должность зам.директора, их основная функция – поддерживать нужный «порядок» в образовательном комплексе. Они обладают необходимыми для этого знаниями, умениями и качествами. Поэтому педагог, борющийся за свою заработную плату, за право знать её и получать, полностью уязвим, когда он находится внутри системы. Для того чтобы иметь шанс отстоять своё право, человек должен сначала сменить работу. При этом уходить в другой такой же образовательный комплекс безсмысленно, ведь там он столкнётся с тем же самым подходом. Можно уходить в частные школы, в интернет-школы, которые сейчас активно развиваются, заниматься репетиторством, но не все готовы круто поменять жизнь. Это вероятно, одна из причин, по которым в Москве пока не происходит сколько-нибудь серьёзного протестного движения педагогов школ, детских садов.
Родители не принадлежат системе, но они отдают ей самое дорогое – своих детей, поэтому они тоже уязвимы, возможно, даже в большей степени. Однако и среди родителей находятся храбрецы (в случае серьёзного конфликта здравомыслящий родитель заберёт своего ребёнка из школы). Кроме того, родители имеют возможность контролировать школу, детский сад, через Управляющие советы. Управляющие советы наделены весьма широкими полномочиями, в этом можно убедиться, познакомившись с Положением об Управляющем совете (оно размещено на сайте образовательного комплекса).
За последнее время проявилась интересная тенденция: на сайтах некоторых образовательных комплексов, на главной странице, под фотографией директора размещается фотография не его ближайшего зама, а Председателя Управляющего совета. Это человек, имеющий определённый вес или авторитет в обществе, облечённый всевозможными регалиями и титулами, в общем, не абы кто, не любой родитель. Он ведёт приём граждан в главном здании комплекса в определённые дни. Образовательные предприятия, которые уже обзавелись такими Председателями Управляющих советов, как бы подчёркивают свою статусность ( вот мол какие люди выбрали школу для своих детей), но не только. Они также невольно подтверждают, что Управляющий совет - важный элемент системы, который участвует в управлении. Зная, как работает образовательное предприятие, вряд ли можно испытывать иллюзию, что руководство действительно хочет иметь независимый Управляющий совет. Скорее, его задача через Управляющий совет контролировать умонастроение наиболее активных родителей.
Воспитатель семейного детского сада - работник образовательного учреждения, но он не входит в систему; он - родитель, но его дети не являются заложниками системы. Между ним и системой перекинут мостик – трудовой договор. Посредством этого моста человек имеет возможность контактировать с системой и в то же время оставаться независимым от неё. В таких условиях существует возможность отстаивать своё право на соответствующую заработную плату. Надо смотреть на вещи реально, это возможность в сложившихся условиях не очень большая, но она всё же существует.
Согласно ст.62 ТК, «По письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно».
На основании этого положения Трудового Кодекса, работник имеет полное право подать заявление с просьбой предоставить выписки из штатного расписания за такие-то (указать) месяцы такого-то года, касающиеся такой-то должности (согласно трудовому договору). Заявление подаётся на имя руководителя образовательного комплекса под подпись на втором экземпляре (чтобы иметь возможность в дальнейшем подтвердить факт подачи заявления). Заявление можно подать через отдел кадров, бухгалтерию, секретаря, другое уполномоченное лицо. Можно взять с собой кого-то, кто может быть свидетелем, на случай возможного отказа от получения заявления.
При отказе принять заявление нужно отправить телеграмму с тем же текстом на имя руководителя образовательного учреждения. При отправке телеграммы нужно оплатить копию телеграммы, заверенную печатью почты и подписью работника (этот документ подтверждает факт подачи заявления).
В дальнейшем заявление с отметкой работодателя о получении или заверенный текст телеграммы станут основанием для обращения в прокуратуру, трудовую инспекцию, другие соотвествующие органы, в случае если финансовые документы, подтверждающие размер заработной платы, не будут руководством образовательного учреждения предоставлены.
|