В ……………… районный суд,
судебный участок мирового судьи №…..
истец : ……………..
адрес: …………………
ответчик : ГБОУ СОШ №…..
адрес: …………………………
Исковое заявление о взыскании с ГБОУ СОШ № …… г. Москвы бюджетных средств за питание и образование несовершеннолетних детей, обучающихся по семейной форме образования.
Мои дети (ФИО) на протяжении нескольких лет успешно обучаются по семейной форме образования на базе ГБОУ СОШ №.....гМосквы.
В случае семейной формы образования родителям положена компенсация затрат на образование, а детям – компенсация за питание.
Согласно п.3.1 статьи 6 Закона г. Москвы от 20.06.2001 N 25 "О развитии образования в городе Москве"( с изменениями от 25 июня 2014г.) «родителям, осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном образовательном учреждении в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы. Компенсация выплачивается из средств учредителя образовательного учреждения». Учредителем школы № …… г. Москвы является Департамент образования г. Москвы (согласно п.4.7 Положения о Департаменте образования г. Москвы, ДОгМ « выполняет функции и полномочия учредителя государственных образовательных организаций города Москвы»).
В предыдущие годы школа заключала со мной договоры и регулярно выплачивала мне компенсацию за образование, однако в 2013г. руководство школы отказалось заключать со мной договоры с прописанными финансовыми отношениями сторон, как это делалось ранее, и не выплатила мне положенной компенсации, несмотря на то, что до 3 декабря 2013 г. действовало ещё и Постановление Правительства Москвы от 25 сентября 2007 г. N 827-ПП "Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования", которым было утверждено Положение о формах получения образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы. Согласно данному Положению, учреждение было обязано заключить со мной договоры о семейном образовании, в которых указываются финансовые отношения сторон ( п.4.3). Порядок выплаты родителям денежных средств в размере затрат на образование их детей в семейной форме регламентируется в п. 4.8 указанного Положения и по своему содержанию этот пункт полностью дублирует по сути п. 3.1. ст. 6 указанного выше Закона г. Москвы № 25 от 20.06.2001 г., а потому отмена данного Положения (постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N 763-ПП "О признании утратившими силу правовых актов города Москвы") по сути ничего не изменила в порядке и размерах указанных выплат.
При семейной форме образования детям полагается компенсация за питание.
Выплата компенсации за питание обучающимся по семейной форме образования установлена Распоряжением Правительства Москвы от 20 ноября 2008г. № 2737-РП и п.3.1. Приказа Департамента образования г. Москвы № 2168 (в редакции приказов Департамента образования города Москвы от 12.01.2011 N 33, от 15.04.2011 N 281, от 30.12.2011 N 1146, от 26.12.2012 N 947, от 28.06.2013г. № 295). Согласно п.3.1 Распоряжения Правительства Москвы № 2737-РП, обязанность выплачивать компенсацию за питание возложена на Департамент образования г.Москвы. Пункт 4.1 Приказа Департамента образования г. Москвы от 30.12.2010 N 2168 ( с изменениями от 28 августа 2011г. № 598, от 30 декабря 2011г. № 1146, от от 26.12.2012N 947,от 28.06.2013 N 295) обязывает образовательные учреждения ежемесячно самостоятельно без какого-либо заявительного порядка со стороны родителей вести списки обучающихся, по которым принято решение о выплате денежного возмещения взамен горячего питания, и перечислять компенсационные выплаты на лицевые счета родителей. Согласно этому Приказу, обучающимся в форме семейного образования, относящимся к льготной категории учащихся, компенсация должна выплачиваться из расчёта стоимости двухразового питания (пп.3.1, 3.2).
Но в 2013/2014 учебном году моим детям не была выплачена компенсация за питание, которая является социальной выплатой и монетизацией льготы, предусмотренной ст.27 Закона № 60 г. Москвы « О социальной поддержки семей с детьми в городе Москве».
Департамент образования г. Москвы является главным распорядителем бюджетных средств ( код 075), и в его обязанность входит перечисление средств, выделяемые ему из бюджета, в образовательные учреждения, которые затем должны перечислять компенсации за питание и образование на счета родителей. Руководство школы утверждает, что в 2013/2014 учебном году ДОгМ не перечислил в школу средства на моих детей и объясняет это вступлением в силу нового закона об образовании.
Однако принятие Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», прошедшее предварительное длительное широкое общественное обсуждение, не было направлено на ухудшение положения обучающихся, а напротив, было рассчитано «на эффективный механизм правового регулирования образовательных и иных отношений в сфере образования, направленных на реализацию права на образование, государственных гарантий на получение качественного образования, значительное укрепление защиты интересов личности в области образования.
В ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливается, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Как видно, Закон не связывает гарантии общедоступности и бесплатности образования с формой получения образования, предоставляя эти гарантии, наравне с другими также и обучающимся по семейной форме образования.
Общедоступность предполагает общие, равные для всех условия доступа к образованию через общее и равное для всех (независимо от формы образования) получения соответствующих гарантий от государства, в т.ч. и в части возмещения государством затрат на образование и питание, которые несут лица обеспечивающие образование детей.
Бесплатность образования предполагает получение его за счёт государства, за счёт тех налогов, которые перечисляют граждане (в т.ч. наравне с другими – и родители обучающихся по семейной форме образования) в государственный бюджет, а не за счёт семьи. Гарантируемая государством бесплатность образования в объёме установленного государством стандарта (т.е. некоего образовательного минимума) обозначает обязанность государства по возмещению соответствующих затрат (в объёме установленного государством норм – нормативных затрат) тем организациям общества, которые несут на себе эти затраты на образование. К таким организациям общества Закон наряду с образовательными организациями причисляет семью, устанавливая семейную форму образования и доверяя семье обеспечить образование своих детей в объёме не ниже этого стандарта. По смыслу закона семья наравне с образовательной организацией вправе пользоваться этими государственными гарантиями бесплатного образования, получая из бюджета наравне со школами денежные средства в размере затрат на образование и питание (своих детей, получающих образование в семейной форме), т.е. в размере соответствующих нормативных затрат, установленных нормативными правовыми актами и заложенных в бюджете г. Москвы.
26 февраля в ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция министра образования и науки РФ. Были вопросы и по поводу семейного образования. В ответе министр подчеркнул: федеральным законодательством установлено, что в условиях нормативно-подушевого финансирования определенную сумму за каждого ребенка получает именно та организация, где он получает образование, и если это происходит в семье, то и выплаты должны осуществляться в семью.
В соответствии с новым действующим Законом об образовании № 273-ФЗ, дети, получающие образование в семье, как и раньше, относятся к обучающимся образовательных учреждений.
На то юридически значимое обстоятельство, что лица, обучающиеся по семейной форме образования, относятся к категории обучающихся и имеют соответствующий правовой статус, указывает п. 15 ч. 1 ст. 2 Закона, который определяет, что обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу.
Этот вывод подтверждает и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона, устанавливающий, что к обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы.
Как видно, законодатель относит к обучающимся всех лиц, осваивающих образовательную программу, независимо от формы образования, а также места получения образования – в образовательной организации или вне её.
Этот вывод также подтверждается и п. 9 ч. 1 ст. 33 Закона, который к обучающимся относит и такую категорию обучающихся как экстерны – лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
И экстерны, и учащиеся по семейной форме образования получают образование вне образовательной организации, но, тем не менее, обладают статусом обучающихся со всеми правовыми последствиями с учётом их особенностей.
Установленная Конституцией России государственная поддержка различных форм образования получила свою более детальную регламентацию в ч. 2 ст. 34 Закона, предусматривающей, что обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:
1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
7) иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.
Анализ данного законоположения даёт все основания полагать, что право на указанные меры поддержки имеют наравне с другими и обучающиеся в форме семейного образования, поскольку иного в Законе не указано, но не в натуральной форме, поскольку в силу специфики своей формы освоения образовательных программ (вне образовательной организации) это не представляется возможным, а в равноценном денежном эквиваленте в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 34 Закона, который делает перечень указанных мер социальной поддержки открытым и предоставляет возможность устанавливать обучающимся иные меры социальной поддержки (в числе которых могут быть и выплаты в эквивалентном размере затрат на образование и питание обучающихся) в т.ч. и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на местах.
Законом г.Москвы от 21.11.2012г. № 59 (ред. от 10.04.2013) «О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» предусматривает финансирование реализации Государственной программы города Москвы «Развитие образования города Москвы (Столичное образование)», в том числе на обеспечение возможностей выбора форм получения общего образования (семейное образование, экстернат) и повышение их эффективности через совершенствование нормативного регулирования, информационную и методическую поддержку (код 03 Б 0785). Финансирование родителей, осуществляющих воспитание и обучение несовершеннолетних детей в семье до конца 2013г. должно было осуществляться в прежнем порядке. Часть 13 ст. 108 (заключительные положения) Федерального закона предусматривает обязанность до 1 января 2014г. органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществить обеспечение государственных гарантий граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных организаций, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации, а также финансовое обеспечение получения гражданами образования в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим основным общеобразовательным программам частных общеобразовательных организаций в указанном размере.
Федеральное государственное бюджетное учреждение « Федеральный центр образовательного законодательства» дал ответ на вопрос руководителя общественного движения « Семейное образование», членом которого я являюсь, о том повлиял ли новый закон об образовании на права обучающихся по семейной форме образования и их родителей на получение социальных выплат.
В ответе ФГБУ «ФЦОЗ» сказано, что новый закон не изменил правовой статус обучающихся по семейной форме образования и не влечёт за собой пересмотра ранее установленных мер социальной поддержки. В ответе также указано, что и в предыдущем законе об образовании семейное образование было образованием вне образовательного учреждения, что касается выплат, то в этом вопросе надлежит ориентироваться на региональные законы.
Ответ подготовлен Путило Н. В., кандидатом юридических наук, членом Научно-Технического совета ФГБУ « Федеральный центр образовательного законодательства», заведующей отделом социологических проблем реализации законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. 33, 34 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 6 Закона г. Москвы от 20.06.2001 N 25 "О развитии образования в городе Москве"( с изменениями от 25 июня 2014г.), Распоряжением Правительства Москвы от 20 ноября 2008г. № 2737-РП, ст. ст. 131-132 ГПК РФ,
Прошу:
- взыскать с ГБОУ СОШ № ….. в пользу (указывается ФИО Истца) компенсацию за образование и питание детей с 1 сентября по 31 декабря 2013г. в размере …. руб. … коп.
- взыскать с ГБОУ СОШ № .. в пользу (указывается ФИО Истца) уплаченную госпошлину в размере …. руб…… коп.
Приложение:
1) Документ об оплате госпошлины.
2) Копия искового заявления и материалов для ответчика
3) Расчёт исковой суммы.
4) Заявление о переводе на семейное образование ФИО ребёнка от …. 2013г.
5) Заявление о переводе на семейное образование ФИО ребёнка от …. 2013г.
6) Постановление Правительства Москвы № 516–ПП от 01.11.2011
8) Приказ Департамента образования г. Москвы от 30.12.2010 N 2168 ( с изменениями от 28 августа 2011г. № 598, от 30 декабря 2011г. № 1146, от от 26.12.2012 г.N 947,от 28.06.2013 N 295)
8 Копия ответа ФГБУ « ФЦОЗ» от 23.09.2014г.
Список приложений может быть дополнен , в зависимости от ситуации, и содержать: приказы руководства школы о зачислении на СО, копии обращений в школу, УО, ДОгМ и копии ответов, справки из школы и пр.
Дата. Подпись.
Поскольку мировой суд рассматривает иски до 50 тыс. руб., это нужно учитывать при подготовке иска. Данный иск - о взыскании компенсации и за питание, и за образование нескольких детей. Можно взыскивать только за питание или только за образование.
Гр
Представленные на сайте образцы процессуальных документов призваны помочь сэкономить средства и время родителей насколько это возможно. Важно понять, что хорошо составленное исковое совсем не гарантирует победу в суде. Практика показывает, что не имеет смысла ходить в суд против школы и ДОгМ без грамотного представителя.
Д
|