Договор со школой.
Отношения между обучающимся, его законными представителями и школой при семейном образовании, если эти отношения строятся для соблюдения и защиты прав несовершеннолетнего, могут осуществляться только на договорной основе. В договоре должны быть определены права и обязанности сторон образовательного процесса, установлены конкретные сроки сдачи аттестаций, определены формы сдачи аттестации ( тест, защита реферата, контрольная работа, собеседование).
Это договор «О порядке прохождения промежуточной аттестации обучающимся по семейной форме образования», в котором прописаны существенные для сторон условия. В соответствии со ст. 421 ГК РФ " о свободе договора", договор – это свобода творчества в рамках законодательства, обычаев делового оборота и здравого смысла. Если школа отказывается заключать такой договор, это, конечно, основание задуматься. Моё мнение таково, что без заключённого договора, в котором оговорены все важные моменты, неразумно сдавать аттестацию. Практика показывает, что за отказом школы заключать договор,следуют нарушения со стороны школы, если родитель всё таки соглашается на аттестацию на таких условиях. Школы, которые не планируют никаких нарушений и настроены на нормальное сотрудничество, договоры заключают.
Какие-то существенные условия могут быть оформлены приложением к договору. Например, формы аттестации можно оформить приложением к договору.
Согласно п.10 ст.28 Закона Об образовании, «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», образовательная организация устанавливает формы, периодичности и порядок проведения промежуточных аттестаций. Это совсем не означает, что школа может проводить аттестацию обучающегося по семейной форме образования как ей заблагорассудится. Это означает, что школа принимает локальный нормативный акт, в котором устанавливает формы аттестации ( тесты, собеседование, контрольная работа, защита реферата и пр.), одинаковые для всех, и права обучающегося по семейной форме образования не могут быть ущемлены по сравнению с правами других обучающихся школы. Этот локальный нормативный акт называется « Положение о порядке проведения промежуточной аттестации», он принимается педагогическим советом школы и должен быть выложен на сайте школы, согласно ст.ст.29,30 « об информационной открытости» Закона об образовании.
Для обеспечения объективности и беспристрастности пром.аттестации контрольную математике и русскому языку, например, можно писать со всем классом. В этом случае учитель диктует и объясняет задания всем детям одинаково. По остальным предметам, в соответствии со школьным Положением, можно договариваться об аттестации в различных формах : тест, собеседование, защита реферата. Аттестация устных предметов в старших классах по билетам, даже если она не предусмотрена школьным Положением, тем не менее имеет право на существование, и если вы считаете, что такая форма аттестации обеспечивает объективность оценки и доказывает знание материала, вы можете предложить или согласиться с такой формой аттестации.
В двух словах о школьном Положении: если условия, предлагаемые школой, не устраивают, надо вспомнить про школьное Положение, если устраивают, то надо забыть о нём.
На жалобы родителей о том, что с ними отказываются заключать договор, Департамент образования г. Москвы отвечает, что заключение договора не обязательно. По мнению Департамента, такой ответ нисколько не противоречит Методическим рекомендациям от 13 сентября 2013г., в которых Департамент предлагает образец договора – ведь всегда можно сказать, что Методические рекомендации это не закон, а просто рекомендации, и выполнять их школам необязательно. Однако сам по себе ответ, что договор не заключают, потому что он необязателен, ответом конечно не является. В силу принципа договорной свободы, Гражданский кодекс не может предусматривать и не предусматривает всех возможных видов договоров, но это не является причиной для отказа заключить договор, если он объективно нужен. Причина отказа заключать с родителем договор в другом.
Отсутствие договора – это ситуация выгодная для недобросовестной школы и в конечном итоге для Департамента образования, которому семейное образование не нужно, и невыгодная для семьи, которая таким образом лишается эффективного механизма контроля за процессом аттестации. Поэтому постепенно, шаг за шагом, Департаментом образования г. Москвы предпринимаются последовательные попытки загнать семейное образование в некое гетто, сделать эту категорию родителей и детей бесправными. С этой целью было отменено Постановление Правительства Москвы от 25 сентября 2007г. № 827-ПП, в котором прямо указывалось на обязанность школ заключать с родителями договор, причём с прописанными финансовыми отношениями.
Образец договора о промежуточной аттестации.
Образец приложения к договору о формах аттестации.
В случае если школа готова заключать договор, но в предложенном школой договоре содержатся пункты, которые не соответствуют законодательству и нарушают права ребёнка или его представителя, нужно подготовить протокол разногласий к договору. Грамотно составленный протокол разногласий к договору демонстрирует серьёзное отношение родителя и помогает договориться – обсуждать договор всё равно надо, и делать это гораздо удобнее, когда доводы изложены ясно и чётко на бумаге. Ниже предложен образец протокола разногласий.
Образец протокола разногласий к договору о прохождении промежуточной аттестации.
Маргарита Макаревич
|