Семейное образование в Москве. Проблемы и перспективы.
Кризисную ситуацию, возникшую в семейном образовании- одной из форм получения начального общего, основного общего, среднего общего образования, обсудили участники круглого стола «Семейное образование в Общественной палате города Москвы.
С тем как проходило обсуждение и какие вопросы поднимались, можно познакомиться на сайте " Семейное образование":
http://www.familyeducation.ru/?module=articles&c=Vzgliad&b=4&a=10
Здесь приведён текст резолюции Круглого стола:
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА ГОРОДА МОСКВЫ
Межкомиссионная рабочая группа по общественному контролю за модернизацией образования города Москвы
РЕЗОЛЮЦИЯ
круглого стола по теме: семейное образование в Москве:
проблемы и перспективы.
27 октября 2015 года в Общественной палате города Москвы по инициативе Межкомиссионной рабочей группы по общественному контролю за модернизацией системы образования города Москвы состоялся круглый стол по тем: семейное образование в Москве: проблемы и перспективы.
Перед участниками круглого стола стояла основная задача – выявление проблем при обеспечении прав граждан на получение образования в форме семейного образования, выработка предложений по совершенствованию механизмов образования в данной форме.
Участники круглого стола отмечают, что предусмотренное Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон «Об образовании») право граждан на получение образования в семейной форме, реализуется в Москве не в полной мере. Долгосрочная стратегия развития российского образования, ориентированная на создание системы сред и сервисов для удовлетворения разнообразных образовательных запросов населения и подрастающего поколения, поддержки самообразования и социализации, в том числе, и в формах семейного образования и самообразования в Москве переформулирована фактически в противоположную задачу: сокращения семейной формы обучения, когда образовательные организации отказывают родителям в надлежащем оформлении договора о семейном образовании, предлагая перейти на заочное обучение.
Практика толкования и применения Департаментом образования города Москвы некоторых положений Федерального закона неоднозначна и нарушает права детей, обучающихся по семейной форме:
- нарушение принципа подушевого финансирования обучающихся, согласно которому «деньги следуют за учеником»: родители учеников, получающих образование в семейной форме в Москве не получают государственной поддержки, в нарушение положений пункта 3.1 статьи 6 Закона № 25 от 20.06.2001 года города Москвы «О развитии образования в городе Москве» (с изменениями, установленными Законом № 37 города Москвы от 25 июня 2014 года «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы» и Законом № 36 от 24 июня 2015 года), который устанавливает выплату компенсации за образование родителям, обучающим ребёнка в семье;
- нарушение права на получение компенсации за питание детей, обучающихся по форме семейного образования, в нарушение положений пункта 1 Распоряжения Правительства Москвы от 20.11.2008 года № 2737-РП «О выплате компенсации обучающимся государственных образовательных учреждений города Москвы», устанавливающего право на получение компенсации за питание для лиц, обучающихся в форме семейного образования и пунктов 2.3, 2.4, 2.9, 3.2, 4.1, 4.3 Приказа Департамента образования города Москвы от 30.12.2010 года № 2168 (в редакции приказов Департамента образования города Москвы от 12.01.2011 N 33, от 15.04.2011 N 281, от 30.12.2011 N 1146, от 26.12.2012 N 947, от 28.06.2013г. № 295), устанавливающих порядок такой выплаты.
В ходе работы участники круглого стола сформулировали следующие выводы:
- обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в форме семейного образования, наравне с учащимися других форм, должны реализовывать все права обучающихся (необходимые им для полноценного освоения федерального государственного образовательного стандарта) через конкретную образовательную организацию;
- в образовательной организации должно быть созданы условия для прохождения аттестации обучающимися по семейной форме образования на основе договора о совместной деятельности, заключённого с родителем (законным представителем);
- в рамках образовательной организации должны осуществляться меры социальной поддержки обучающихся в семейной форме, в том числе, и перечисления положенных им денежных средств на образование и питание в объёме подушевого норматива финансирования, установленного законодательством.
Для решения указанных проблем участники круглого стола предлагают:
Прокуратуре города Москвы, Счётной палате города Москвы:
- проверить исполнение Департаментом образования города Москвы требований международных актов, Конституции России, российского и московского законодательства в части соблюдения прав ребёнка на образование и государственную (социальную) поддержку семейной формы образования в виде выплаты обучающимся в семейной форме предусмотренных законодательством денежных средств на образование и питание; выявить виновных в нарушении должностных лиц и привлечь их к установленной законом ответственности.
Главному контрольному управлению города Москвы:
- проверить выделение и расходование бюджетных средств, предусмотренных на получение образования в семейной форме в городе Москве.
Министерству образования и науки РФ:
- разработать и вынести на широкое общественное обсуждение Положение о семейном образовании.
Департаменту образования города Москвы:
- обеспечить выравнивание возможностей получения детьми образования во всех формах, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании», в частности, в форме семейного образования;
- обеспечить выплаты денежных средств в размере затрат на образование и компенсации за питание каждого ребенка, получающего образование в семейной форме, на соответствующем этапе образования в государственной образовательной организации путем формирования механизма порядка выплат указанных денежных средств родителям;
- разработать Положение о семейной форме получения образования в городе Москве;
- разработать типовой Договор о семейной форме получения образования и обеспечить механизмом его заключения в образовательных организациях города Москвы;
- рассмотреть вопрос о создании бесплатных центров независимой аттестации и методической помощи, получающим образование в семейной форме;
- предоставить возможность выбора программы для получения образования в семейной форме, и, соответственно, прохождение аттестации по выбранным программам;
- обеспечить право участия в Олимпиадах детей, получающих образование в семейной форме;
- обеспечить право бесплатного посещения кружков и секций в образовательной организации детей, поучающих образование в семейной форме.
Московской городской Думе:
- разработать законодательный механизм выплаты денежных средств в размере затрат на образование и компенсации за питание каждого ребенка, получающего образование в семейной форме, на соответствующем этапе образования в государственной образовательной организации.
Здесь можно посмотреть записи выступлений:
|