С 1 сентября вступил в действие новый Закон об образовании, и школьная жизнь изменилась вместе с ним. Учебный год начался бурно: с протестов, жалоб и коллективных писем родителей в инстанции. В середине сентября все московские дети, чьи родители выбрали семейную форму обучения, вдруг оказались вне закона.
Раньше было лучше
Фото: РИА «Новости» |
Причины, по которым семьи выбирают семейное обучение, у всех разные: проблемы со здоровьем, обучением и поведением у ребенка; родительская нелюбовь к любому хождению строем; стремление полнее передать ребенку свои знания и ценности; проживание за границей; спорт, киносъемки — что угодно. Департамент образования насчитал в Москве 2350 «семейников», и все они сейчас переживают трудные времена.
Раньше эти дети были прикреплены к школам, числились в классах, их имена были в классном журнале. Они могли ходить в кружки, брать учебники в библиотеке, участвовать в олимпиадах от школы. Школы выплачивали семьям деньги, которые государство выделяет на ученика. Обычно семьям перечисляли, в зависимости от класса, в котором учится ребенок, от 60 до 120 тысяч рублей за 9 месяцев; вполне можно нанять репетиторов по нужным предметам. Деньги за три летних месяца оставались в школе; из них оплачивалась учительская работа по аттестации детей. Система работала, хоть и не очень гладко. Но как только заработал новый Закон об образовании — все остановилось.
Вон из контингента
В законе теперь сказано, что образование можно получать как «в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», так и вне их «(в форме семейного образования и самообразования)» (пункт 1 ст. 17). Что означает «вне их», закон никак не конкретизирует. А значит, нужны подзаконные акты. До середины сентября никаких подзаконных актов, объясняющих это «вне», в Москве не издавалось. В сентябре школы начали в обычном порядке подписывать типовые договоры и выдавать учебники.
И вдруг с середины сентября они стали обзванивать своих «семейников» и отзывать договоры. «У нас в школе собрали родителей и сказали, что мы должны написать заявление на вывод детей из контингента школы, а вместо него написать заявление с просьбой проводить аттестацию ребенка в ближайшей школе, — рассказывает Елена Ефремова (фамилия изменена), мать шестиклассника из Юго-Западного округа. — После этого мы должны были пойти в муниципалитет или окружное управление образования, чтобы нас поставили на учет. Туда же предложили обращаться с вопросами о компенсации».
Компенсацию не выдали, учебники не выдали, сказали — отчисляйтесь куда хотите. Оказалось, это не самодеятельность школ: 13 сентября департамент образования разослал по окружным управлениям образования документ, который называется «Методические рекомендации по организации освоения обучающимися общеобразовательных программ вне организаций»; сопроводительное письмо подписала заместитель руководителя департамента образования Москвы Т.В. Васильева.
Документ прямо требует, чтобы родители ребенка при выборе семейной формы обучения писали заявления «об исключении из контингента образовательной организации, в которой он ранее обучался или числился в контингенте» и просили провести промежуточную и итоговую аттестацию. Собственно, школе была оставлена только функция аттестации «в стандартизованной форме по материалам ГАУ МЦКО» (Московский центр качества образования) — то есть такое мини-ЕГЭ.
При этом никто вроде бы не отменял постановления правительства Москвы 2007 года №827-ПП от 25 сентября 2007 года, где подробно оговорено и место «семейников» в контингенте обучающихся и расписан порядок консультаций и лабораторных работ… Эти нормы просто перестали выполнять. Детей фактически выставили из школ. Сами собой отменились и все привязанные к школе льготы (в том числе для многодетных или инвалидов — например, компенсация за льготное питание).
Вопрос о компенсациях за обучение документ вообще обошел гробовым молчанием, хотя эти расходы заложены в законе г. Москвы №25 «О развитии образования в городе Москве» (п. 3.1 ст. 6), и закон этот тоже никто не отменял.
Кстати, в Пермском крае, в Нижнем Новгороде, в Ижевске, в Омской области и других регионах право «семейников» на получение компенсации местные власти особо оговорили в новых законах (пермское постановление, например, подписано 17 сентября).
А мы на вас в опеку пожалуемся
«Мы спросили: а если мы не напишем эти заявления? — рассказывает Елена Ефремова. — Тогда директор школы нам ответила с усмешкой: ну вы же понимаете, что если ваш ребенок находится в контингенте школы и весь сентябрь не посещает занятия, мы можем обратиться в полицию и органы опеки с жалобой, что вы не исполняете обязанностей по воспитанию. Мы стали собирать подписи под обращением в департамент образования, в прокуратуру. Но родители боятся: у нас очень сложные дети, мы не от хорошей жизни выбрали эту форму обучения».
Елена Белоусова, мама шестиклассника из Западного округа, говорит, что школа, к которой прикреплен ее ребенок, заняла куда более мягкую позицию: «Они сказали, что письмо департамента носит рекомендательный характер. Детей вывели из списка класса, но сформировали новый список — обучающихся в школе».
И в самом деле, нет никакой необходимости «исключать детей из контингента». Закон об образовании вообще никак особо не определяет «контингент»: в школе есть «обучающиеся», а в их число входят и традиционные «учащиеся», и экстерны, которые только проходят аттестацию. Так вот, «семейники» — это экстерны, и они должны числиться в школе как «обучающиеся» (эти термины подробно объясняются в блоге МОО «За права семьи»).
«Школа осталась без оплаты, учителям теперь за нас никаких денег не платят, — рассказывает Елена Белоусова, — но у нас прошли все консультации, нам выдали все учебники. Мы подписали новый договор. Но компенсацию теперь нам теперь придется требовать с муниципалитета».
Затишье
Родители детей, обучающихся с семьях, обратились к мэру Москвы, депутатам Мосгордумы, уполномоченному по правам ребенка г. Москвы и членам московской Общественной палаты с открытым письмом, в котором утверждают, что департамент образования города грубо нарушает права их детей на образование и лишает их социальной защиты, гарантированной несколькими федеральными и московскими законами. Сбор подписей под письмом идет. Родители рассылают и индивидуальные письма (подробно —тут.
На минувшей неделе глава департамента образования г. Москвы Исаак Калина и несколько его сотрудников встретились с родителями, чьи дети учатся в семьях. Обсуждался в основном вопрос о целях семей, предпочитающих учить детей самостоятельно, а не в школах. В результате встречи была создана комиссия по защите прав детей, чьи родители выбрали семейную форму обучения.
Уже на следующий день школы стали отзывать свои требования.
«Я за день обошла три школы, пытаясь понять, куда пристроить ребенка, — рассказывает Елена Ефремова. — Но вечером мне позвонила бухгалтер из нашей школы и сказала: ничего пока не делайте, сейчас ситуация очень сильно меняется».
Школы перестали требовать «вывода из контингента». Но ничего больше не происходит: все ждут решений и разъяснений вышестоящих инстанций: что конкретно надо делать дальше, проводить ли консультации, будет ли оплачиваться аттестация, как она будет проходить… Родители пишут письма, школы молчат, компенсации не выплачиваются.
А дети пытаются учиться.
Источник: http://www.novayagazeta.ru/society/60291.html