Насколько важно отстоять право на компенсацию за семейную форму образования?
Все, что нужно для торжества зла — это чтобы хорошие люди ничего не делали».
ЭДМУНД БЕРК.
Существует мнение о том, что отстаивание компенсации за семейную форму образования - это просто трата времени, которое нужно тратить на обучение детей, а не на борьбу с чиновниками, что проще заработать эти деньги. Про то, что они уже заработаны честным трудом, как-то при этом забывают. «Умные» мозги могут подсказать ещё несколько вариантов объяснения, почему не надо тратить своё время на отстаивание права получать заработанные деньги, и варианты зависят от нравственного уровня и жизненных обстоятельств каждого, кто приходит к такому выводу. Во многом благодаря этому и держится в Москве власть Департамента образования, который, по мнению автора статьи и по мнению ещё более 16 тысяч (!) москвичей, подписавших петицию об отставке руководителя Департамента образования, планомерно разрушает образование в столице. Нападение на семейное образование - это одно из направлений разрушительной деятельности ДОгМ, и деньги, принадлежащие по Закону родителям и детям, для чиновников здесь играют не главную роль.
Но для родителей и детей, выбравших семейную форму образования, вопрос о компенсациях – это жизненно важный вопрос. Почему? Если это «копейки» (для правильного употребления слова «копейки» москвичам было бы полезно узнать про размер компенсации, скажем, в Омске или в Ижевске), если можно больше заработать, или правильнее - «ещё больше заработать», если намного важнее сохранить хорошие отношения со школой, ведь почему-то у нас считается, что хорошие отношения лучше сохраняются, если одной из сохраняющих сторон заведомо хуже, если она находится в неравноправных условиях, ведь школа получает за то, что принимает аттестацию у уже обученного ребёнка 31 556 руб. в год (!), что несоразмерно её реальным затратам, а родитель, выучивший ребёнка, не получает ничего, да ещё ребёнок лишён социальной поддержки в виде компенсации за питание?
Вопрос о компенсациях – важнейший вопрос семейного образования, поскольку вслед за отобранием компенсаций некоторые чиновники от образования хотят замахнуться на само право на семейное образование.
Давайте разберёмся, чем в действительности является компенсация за образование, и станет понятно, почему её пытаются отобрать сейчас в Москве.
Компенсация - это ни что иное, как признание государством заслуг тех людей, которые взяли на себя труд по воспитанию и образованию подрастающего поколения. Если нет компенсации,значит, эти люди ничего особенного не делают, занимаются ерундой ( это в лучшем случае) вместо того, чтобы, как все, влиться или в духе происходящих в Москве преобразований - слиться с «дружным» коллективом Школы № 1 г. Москвы, под руководством «директора» Калины.
Если люди не получают компенсацию и молчат, да ещё других уговаривают не тратить на это время, следует вывод: значит, они согласны с тем, что ничего особенного не делают, значит с ними можно не церемониться.
Компенсация - знак уважения и признания заслуг ; отсутствие компенсации - неуважение, непризнание заслуг ( как в регионах, где до сих пор не приняты Положения о семейной форме образования или в них не прописаны компенсации); невыплата компенсации, которая предусмотрена действующим региональным законодательством – это унижение человеческого достоинства, по сути - издевательство.
Любое мнение, которое «объясняет», почему без компенсации можно обойтись, выгодно только чиновникам. Распространяющие и культивирующие в себе такие мнения льют воду на мельницу ДОгМ, даже если не одобряют его политики и являются хорошими людьми. (Автор статьи сам прошёл через период отказа от компенсации, что объяснял себе, и вполне успешно, важными причинами. Причина на поверку оказалась одна - собственные страхи.) Такие мнения всегда были выгодны чиновникам, а сейчас они выгодны им тем более, поскольку помогают расправляться с тем, что так дорого недальновидным родителям – свободой выбора.
За последнее время довелось услышать значительное количество историй о том, что родители были вынуждены перевести ребёнка на заочное (когда родители учат, а право на компенсацию уже не имеют), на очное (когда родителя удалось настолько сильно запугать, что он вообще отказался от своего права воспитывать и обучать ребёнка). Эти люди уже лишены права выбора, причём, по собственной воле.
Случается наблюдать истории, когда человек поднимается на правое дело, идёт в суд ( это естественный шаг после написания всех возможных заявлений и обращений), но после первой же инстанции просто бросает начатое. При этом у человека есть возможность продолжать дело, не существует непреодолимых преград. Проблема заключается в том, что душевного ресурса хватает только на один-два судебных заседания. ( Поэтому рубрика сайта, посвящённая судам, называется « Судебная работа», потому что это действительно работа, которая, как каждая работа, требует определённых качеств.) Возможно, так срабатывает мысль о том, что в принципе без компенсации можно обойтись.
* Есть в судебном деле ещё один интересный момент. Если человек идёт в суд против школы и Департамента за справедливостью, то он быстро " сдувается", поскольку в наших судах очень сложно найти справедливость. Но если есть другие важные причины, чтобы идти в суд, человек не бросит начатое. Одна женщина сказала мне : " Я поняла, что боюсь идти в суд, значит, мне нужно туда пойти". Человек, который идёт в суд не только за справедливостью, но и для того, чтобы решать свои собственные проблемы, морально всегда будет в выигрыше, независимо от принятого судом решения. Значит, у него всегда будут силы и душевные, и физические, чтобы продолжать.
Родители думают, что если они уступят «в малом», не отстоят чего-то здесь и сейчас, то ничего страшного не случится. Однако жизнь показывает, что это не так. Из каждодневных поступков, каждодневных «маленьких» выборов, который каждый делает в своих жизненных обстоятельствах, складывается характер и судьба. Если один и тот же неправильный выбор сделали многие люди, складывается судьба социальных групп, народов, государств. Многие годы москвичи мирились с тем, что Департамент образования не выплачивал компенсацию за образование за летние месяцы, в некоторых школах наблюдалось явление массового (!) отказа от всех компенсаций – всё это развратило московского чиновника от образования. Состоялось судебное решение, в котором суд пришёл к выводу, что невыплата компенсации за летние месяцы незаконна, решение вступило в законную силу и не подлежит обжалованию. Оно уже более двух лет выложено на всеобщее обозрение на сайтах, которые посещают практики семейного образования, однако не слышно, чтобы кто-то подал в суд иск с аналогичными требованиями. А ведь это положительный опыт, наглядный результат! Получается, что и он не вдохновляет. Что тогда говорить про сложные суды со школами и Департаментом, которые идут сейчас - за это время Департамент укрепился в своей вере, что ему закон не писан, и большая часть москвичей – семейников в той или иной степени имеют к этому отношение. Осознание людьми этого факта и признание своей неправоты способно повернуть ситуацию, точно так же, как раньше, неправильное отношение к заработанным деньгам, своим интересам, интересам своей семьи, стало причиной того, что происходит сейчас в Москве с семейным образованием.
Как правило, если человека не вдохновляет чужой положительный опыт, то лучшим стимулом для действий может стать что-нибудь очень отрицательное из своей жизни. Тогда нужно признать, что лучшим вдохновителем для москвичей - сторонников семейного обучения в настоящий момент является Департамент образования г. Москвы. Интерес к семейному образованию растёт в связи с тем, какая политика проводится Департаментом в области образования, какая ситуация складывается в школах. Это хорошо видно по регулярно проходящим в Москве конференциям, семинарам по семейному образованию, которые собирают полные залы. Семейное образование как социальное явление набирает силу, но в то же самое время оно нуждается в серьёзной поддержке тех, кто его выбрал.
Маргарита Макаревич
|